Балдахин
Oт лат. baldacinus - шелковая ткань из Багдада.
Кровати с тканевыми навесами известны со времен Древнего Востока. Практическая ценность: защита от сквозняков, зноя и назойливых насекомых. По конструкции различаются два типа. Ткани крепятся к каркасам, зафиксированным на четырех опорах, либо к стене или потолку. Когда французский Король-Солнце (Людовик XIV, 1638-1715) завел моду заниматься государственными делами лежа в постели, кровати с балдахинами превратились в монументальные сооружения с резными колоннами, золотым шитьем и кистями. Такие до сих пор пользуются спросом, но есть модели и попроще. Классика XX века – кровать с балдахином Temenos, сконструированная архитектором Леоном Крие (Leon Krier) для Giorgetti .
От франц. bergere – «пастушка».
Глубокое, низкое кресло, подлокотники и спинка иногда образуют одно целое. Изобретено в эпоху рококо (1720-1780). Форму мебели для сидения в то время определяла женская одежда - широкие юбки с фижмами (каркасами из китового уса - для пышности). Почему кресло окрестили «пастушкой», до конца неясно: носить пижмы могли только аристократки. Есть версия, что название произошло от пасторальных сцен из гобеленовой обивки. Неудобные юбки канули в Лету, а кресла в нашем быту остались. И в точных копиях, и в вариациях: с компактными сиденьями и в модных сегодня обивках.
От франц. bois – «лес, дерево»
Boiserie – деревянные панели для стен. В Европе обшивать стены деревом додумались примерно в середине XII века. Феодалы мерзли в своих каменных крепостях, а обшивка из дерева, изначально на тканевой основе, обладала, во-первых, теплосберегающими свойствами, во-вторых, звукоизолирующими. Поэтому чаще всего использовались в кабинетах. С другой стороны, в буазери было удобно проделывать слуховые ходы, чтобы быть в курсе событий. Сегодня панели из МДФ, отделанные шпоном всевозможного дерева, нарезают модулями, и в мебельном салоне вам могут предложить оформить буазери, например, гардеробную. Или столовую, гостиную и даже ванную.
От франц. bureau
В XVII-XVIII веках поверхность письменных столов обтягивали грубым сукном: bureau . Оно и дало имя предмету – комоду с надстроенным письменным кабинетом. Его ещё называли bonheur du jour (успех дня). За откидной крышкой- столом, запирающейся на ключ, работали. Во внутренних ящичках с потайными отделениями хранили секретную переписку и украшения. Чем больше ящичков с вогнутыми передними стенками, тем дороже бюро: процесс формовки фанеры в то время был долгим. В 1770-90-х годах в моду вошли цилиндрически е крышки, убирающиеся наверх на роликах. Над ними мастера корпели годами: наклеивали небольшие пластины шпона в виде мозаичного набора на деревянную основу и прессовали мешочками с горячим песком. Украшенное маркетри и фигурными бронзовыми накладками, бюро, изготовленное по заказу Людовика XV знаменитым краснодеревщиком Ж.Ф.Эбеном (1720-1763), обошлось французской казне в 1 млн. франков. На работу ушло 9 лет. Причем ни король, ни мастер результатов не дождались. Заканчивали Bureau du Roi после их смерти ученики Эбена. Сейчас самое дорогое бюро-цилиндр в мире хранится в Лувре. А цена на приличный новодел колеблется от 3000 до 10 000 евро.
От франц. canape - «диван».
Сегодня завсегдатаи фуршетов знают, что так называются мини- бутерброды на шпажке. Но все-таки раньше, чем бутерброды, в эпоху Людовика XV (1710-1774), так стали называть двух - трехместный диванчик на ножках-кабриолях: непременный предмет обстановки гостиных. Для удобства приватных бесед сначала придумали сращивать два кресла, потом их спинки и сиденья слились. Предназначалось канапе исключительно для сидения. Лежать на нем, во-первых, не дозволял этикет, а во-вторых, оно для этого было исключительно коротковато. Компактную версию для двоих также именуют козеткой (от франц. causette – «легкая, непринужденная беседа, болтовня»). Несмотря на свое женское и несколько легкомысленное название, козетка могла стоять не только в дамском будуаре или гостиной, но и в мужском кабинете. А Остап Бендер в «Золотом теленке» неожиданно встретил полосатую козетку в кабинете исполкома, когда пришел туда в качестве сына лейтенанта Шмидта. Он с удивлением разглядывал этот не совсем уместный здесь предмет, «все более убеждаясь, что финансовые дела исполкома плохи».
От франц. console - «опора, поддержка».
Узкий пристенный столик на двух-четырех ножках. Термин пришел из архитектуры. Консоль – подпорка для выступающей части сооружения: карниза, балкона. Консоль – предмет мебели – серьезной функциональной нагрузкой никогда не обременялась. Начиная с XVIII века она заполняла пустоту в простенках между окнами, место под зеркалами и картинами. Особо хрупкие экземпляры прикручивались к стенам. Максимум, что на них ставили, - часы или коллекцию статуэток. А украшали всегда богато: столешницы – мрамором и маркетри, подстолье и ножки – резьбой, позолотой, бронзовыми накладками. Какая практическая польза от консоли в современном интерьере (помимо того, что это просто красивая и изящная вещица)? Она хорошо вписывается в узкие коридоры и прихожие и может стать надежным пристанищем для важных мелочей, которые всегда куда-то деваются в нужную минуту: ключей, мобильных телефонов, зажигалок. Опять же вазу с цветами будет куда поставить.
От франц. coucher - «спать».
Этимология названия не совсем соответствует функции. Кушетка - не самое комфортное спальное место. Но эффектная конструкция для грандиозного возлежания или дневного отдыха с книжкой. Тому, кто этот предмет никогда не видел, можно описать его так: скамья с мягким сиденьем и изогнутым изголовьем, плавно переходящим в подлокотник. Есть и модели с изножьем, похожие на ладьи. В наше время кушетки имеются не только в каталогах классических марок. Они стали источником вдохновения и для молодых дизайнеров – радикалов. Рекамье, например, вошла в коллекцию Маартена Бааса (Maarten Baas) Where there’s smoke, в которой он подверг различные классические предметы испытанию огнем.
От франц. ottoman - оттоманский (османский)
Низкий турецкий диван без спинки и подлокотников. В Европу его завезли в XVIII веке и назвали в честь султана Османов. Герой юмористического рассказа Тэффи «Оттоманка» отчаянно пытается ее приобрести. Но время действия – начало ХХ века, турецкие диваны в России на пике моды и страшный дефицит. «Купить оттоманку – совсем не то, что каменный дом или доходное имение»,- иронично пишет Тэффи. В наши дни оттоманками именуют также широкие пуфики и банкетки.
От франц. secretaire - «секретарь».
Можно предположить, что название вещи происходит от однокоренного слова «секрет» (франц. secret): хранить секреты входит и в обязанности секретаря, и в функции секретера, обычно снабженного потайными ящичками. Но в первую очередь этот предмет мебели, как хороший референт, помогал держать в порядке дела: документы, деньги, переписку. По конструкции секретер – «родственник» бюро: есть откидная доска для письма и полки внизу, но верхняя часть выше и скорее напоминает книжный шкаф, увенчанный, как архитектурное сооружение, фронтоном. В последнее время мебельщики – классики часто вспоминают великолепный секретер конца XVIII века – с восточными пейзажами и цветочными гирляндами на черном лаковом фоне, принадлежавший Марии – Антуанеттте. Цена даже на самые скромные его вариации начинается с 10 000 у.е. Авангардных дизайнеров секретеры, кажется, не очень интересуют, или они пока не знают, как с юмором подступиться к такой солидной громадине. Если, конечно, не считать авангардным дизайном стенки со встроенными секретерами от румынских и отечественных конструкторов 1970-80-х.